Как описать природу в произведении

Описание природы в литературном произведении играет важную роль. Ведь пейзажные зарисовки вовсе не являются фоном, оторванным от повествования. Каждая из них, помимо изобразительно-выразительной функции, несёт в себе и определённые смысловые акценты. Умело созданный авторский пейзаж отлично передаёт психологическое состояние литературных персонажей.

Какую роль играет природа в литературных произведениях?

Зарисовки природы:
1
воспитывают любовь к родной земле;
2
помогают лучше разобраться в авторской позиции;
3
предвещают трагичный (или оптимистичный) финал истории.
Обратите внимание! В произведении «Война и мир» Л. Толстого пейзажные зарисовки выглядят точно, рельефно, красочно. В творчестве этого автора явственно прослеживается идея неразрывного единства человека и природы.

Описание природы в зависимости от эмоций

Зарисовки природы довольно часто подчёркивают переживания, настроение литературных героев. Живописный пейзаж, описанный в последней главе произведения «Отцы и дети», отлично гармонирует с приподнятым настроением Фенечки и Николая Петровича, Кати и Аркадия. И эти эмоции невольно передаются и читателю. Действительно, трудно не удивляться красоте природы, читая о прелести ««белой зимы с плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом».

Пейзажи, навевающие грусть и отчаяние

Порой описание природы в произведениях выполняется в монотонных тонах. Это создаёт чувство угнетённости, тоски и одиночества:
Клочьями, сгрудившись, плывут к югу тучи, несут с собой серебристые полосы тёплых дождей. Падают они где-то за лесом, там, где всё сине и тускло…
Литературное описание природы в одном из фрагментов произведения И. Тургенева «Отца и дети» выступает средством отражения подавленного эмоционального состояния родителей, потерявших горячо любимого сына. Грустный эпизод о кладбище, которое «… являет собой вид печальный…», помогает понять силу переживания стариков Базаровых, глубину их скорби.

Природа в романтических произведениях

Существуют определённые принципы описания природы в романтических художественных произведениях. Там можно прочесть о бушующем море, бурных водопадах, величественных горах. Описание красот природы помогает лучше понять мятежную душу литературных персонажей. Главные герои романтических произведений – яркие, неординарные личности, стремящиеся к самореализации, свободе.

То, как автор описывает природу, зачастую олицетворяет душевную борьбу персонажей. В качестве примера подобных романтических произведений стоит привести:
Существуют определённые принципы описания природы в романтических художественных произведениях. Там можно прочесть о бушующем море, бурных водопадах, величественных горах. Описание красот природы помогает лучше понять мятежную душу литературных персонажей. Главные герои романтических произведений – яркие, неординарные личности, стремящиеся к самореализации, свободе.

То, как автор описывает природу, зачастую олицетворяет душевную борьбу персонажей. В качестве примера подобных романтических произведений стоит привести:
  • «Мцыри» М. Ю. Лермонтова;
  • «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина.
Необычайно красивое описание природы содержится в рассказе «Старуха Изергиль» Максима Горького: «Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы…это делало женщин сказочными и странными».

В представлении авторов романтических произведений человеческая душа и природные явления зачастую сливались воедино. Многие писатели свято верили в божественное начало деревьев, лугов, цветов и гор:
В природе, в языке врождённых чувств
Чистейших мыслей якорь, пристань сердца.

Радостные эмоции при виде красот природы

Знакомя читателей с характером Г. Мелехова, Шолохов отмечает его тесную связь с окружающим миром. Она особенно отчётливо выражена в эпизоде купания коня:
Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория лёгкая сладостная пустота.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Описание природы в разное время года

Известные поэты и писателя пытались донести до своих читателей мысль, что природа хороша в любое время года. К примеру, зима в творчестве многих классиков предстаёт полной тайн и загадок. Следовательно, при описании этого времени года часто используются слова «чародейка», «волшебница». С этим временем года ассоциируются такие сказочные персонажи, как дед Мороз, Снегурочка.

Зима

Красота русской зимы была воспета в творчестве многих известных авторов. К примеру, поэт И. С. Никитин представлял её в образе близкого человека. Этот автор называл зиму «защитницей», «матушкой».

Красочные зимние пейзажи представлены во многих стихотворных произведениях:
  • «Ветхая избушка» А. А. Блока;
  • «Зимнее утро» А. С. Пушкина;
  • «Пороша» С. А. Есенина;
  • «Зимняя дорога» А. С. Пушкина;
  • «Мороз-воевода» Н. А. Некрасова.
Зимняя природа изображена и в стихотворении «Крещенская ночь» И. Бунина:
Тёмный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, словно в алмазах,
Задремали, склонившись, берёзы.
Произведение «Крещенская ночь» было написано в 1901 году. Оно относится к раннему периоду творчества автора. Автору удалось передать всё волшебство и красоту праздничной ночи.

Весна

При создании деревенского пейзажа в произведении «Отцы и дети» И. Тургенев показывает бедственное положение крестьян. При этом автор заставляет читателя задуматься о давно назревшей необходимости перемен:
Весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка.
Картина пробуждения природы от зимнего сна вселяет надежду на улучшение жизни деревенских обитателей. А приведённые ниже строки, в свою очередь, показывают восхищение неувядающей красотой природы, которое довелось испытать Кирсанову:
Солнечные лучи, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над ней поднималось бледно-голубое небо.
В стихотворении «Первый ландыш» А. А. Фета это время года предстаёт в образе красивого весеннего цветка. В этом произведении хорошо отражены радостные эмоции людей при мысли о скором приходе тепла.

Лето

В произведении «Поднятая целина» М. Шолохова даётся весьма художественное описание приближающегося лета: «Земля набухла от дождевой влаги, и когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром».

Выразительность и эмоциональность авторской речи достигается, прежде всего, благодаря использованию художественных средств языка:
1
эпитетов («бирюзовая дымка», «голубоватый пар»);
2
сравнений. Яркий пример такого средства выразительности – фраза «как рассыпанная дробь»;
3
олицетворения («ветер раздвигал», «земля млела»).

Осень

Существует мнение, что при создании осеннего пейзажа нужно использовать «цветовые» эпитеты. В этой связи сразу же вспоминается фраза Пушкина: «в багрец и золото одетым лесам».

При этом каждый из классиков использует собственные приёмы, создавая художественное описание природы. И. С. Тургенев предпочитает применять сравнения (как косвенные, так и прямые):
1
«…тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»;
2
«…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ласковая и ясная, как прекрасный глаз».
В творчестве Паустовского художественное описание природы приближено к атрибутам жизни человека:
1
«От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».
2
«Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы».
Пришвин в своих пейзажных описаниях выбирает для себя некое «ядро», вокруг которого складывается красочная картина осеннего утра. В приведённом ниже примере это «полёт»:
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.
Говоря об описании природы красивыми словами, стоит упомянуть и восприятие осени И. Тургеневым:
Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, пестрея и скользя, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождём.
Совершенно по-разному воспринимали это время года и поэты. П. А. Вяземскому осень кажется очень скучной и унылой порой. Наглядное подтверждение этому – процитированные ниже строки автора:
И воды тусклые, под пеленой туманов,
Дремали мёртвым сном в безмолвных берегах...
Другой знаменитый поэт, И. А. Бунин, тяготел к использованию красочных пейзажных зарисовок в собственных произведениях. Этого автора стоит назвать истинным патриотом своей родины. И. А. Бунин использует сложные образы, оригинальные яркие эпитеты при описании осенней природы. Их применение помогает автору выразить всё многообразие испытываемых им чувств.

Роль пейзажной детали в рассказах А. П. Чехова

А. П. Чехова не зря называют мастером художественной детали. Это автору отлично передавалось передать красоту природы в произведении.

Довольно часто писатель приближает пейзажную деталь к привычному течению жизни:
  • «Мягко картавя, звучал ручеек…».
  • «Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная…»
В произведениях Чехова довольно часто встречаются короткие, но ёмкие пейзажные зарисовки. При этом автор привлекает внимание читателя к одной или нескольким деталям, прежде всего бросающимся в глаза. В качестве примера может служить описание природы в рассказе А. П. Чехова «Волк»: «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени, на середине её блестело звездой горлышко от разбитой бутылки».

Порой описание природы у классика предусматривает употребление чрезвычайно важной детали, несущей в себе определённую смысловую нагрузку. В этом плане очень примечательно произведение А. П. Чехова «Гришка». В этом рассказе очень важной деталью является солнце. Автор произведения пишет о нём, как о символе жизни.

Изображение природы в литературе позволяет писателю продемонстрировать разные грани своего таланта. К примеру, отдельного внимания заслуживает чеховский рассказ «Беглец». В этом произведении действие происходит осенью. Но автор ни разу прямо не называет время года. О том, что действие рассказа происходит осенью, свидетельствуют три детали:
  • скошенное поле;
  • дождь;
  • пожелтевшие листья.
Упомянутые детали встречаются в самом начале произведения:
Сначала Пашка шёл с матерью под дождем то по скошенному полю, то по лесным тропинкам, где к его сапогам липли жёлтые листья, шёл до тех пор, пока не рассвело.
А. П. Чехов довольно часто прибегал к использованию эпитетов. В качестве примера можно привести небольшой фрагмент его произведения «Степь»:
Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскалённая почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса.

Природа в творчестве Гоголя

В произведении «Тарас Бульба» даются развёрнутые живописные картины природы. В описании степи воплощена искренняя любовь автора в родной земле, вера в её могущество и силу.

Природа в произведении «Тарас Бульба» позволяет лучше понять внутренний мир литературных персонажей. Автор показывает угнетённое состояние сыновей Тараса, покидающих родной дом, одной ёмкой фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Таким образом, Гоголь показывает, что всё окружающее кажется литературным персонажам лишённым гармонии, несовершенным.

Пейзажные зарисовки в произведении «Тихий Дон» Шолохова

Пейзажные зарисовки помогают автору максимально реалистично описать все происходящие события. Отдельно стоит упомянуть эпизод книги, в котором дано описание грозы над бахчой. В этом фрагменте художественного произведения Наталья проклинает своего мужа.

Очередная измена Григория окончательно выбила героиню из колеи:
Неожиданно она вскочила, оттолкнула Ильиничну, протягивавшую ей чашку с водой, и, повернувшись лицом на восток, молитвенно сложив мокрые от слёз ладони, скороговоркой, захлёбываясь, прокричала:

Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить!

Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!
Описание природы в этом эпизоде книги выглядит столь же мрачно, что и эмоциональное состояние Натальи: «Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром».

Красочное описание природы помогает лучше понять идейный замысел автора. Многие мастера слова обращаются к пейзажу для того, чтобы выразить эмоциональное состояние героев. У наших классиков явно стоит поучиться тому, как правильно описать природу в художественной книге.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: