Главный герой произведения

Главный литературный герой – это персонаж, который всегда создаётся с особенной тщательностью. Он становится носителем идей и мыслей автора. Ведь именно на персонажах строится конфликт любого произведения (непосредственно суть книги).

Кто такой главный герой

Идеальные персонажи в литературе встречаются крайне редко. Главный герой не обязательно наделён положительными качествами. Этот персонаж может быть неприятным, сложным. Вместе с тем он – основное действующее лицо в книге. Именно вокруг этого персонажа строится сюжет. Поэтому его образ должен быть прописан детально.

Какие бывают герои

В классическом литературоведении встречается такая типизация литературных персонажей:

  • Главные герои
    На таких персонажах «завязаны» конфликт и сюжет произведения;
  • Второстепенные
    Они играют важную роль, но при этом не являются центром повествования;
  • Эпизодические персонажи
    Играют определённую роль в сюжете, но не участвуют в конфликте произведения.
В литературе есть и термин «внесюжетный герой». Так называют людей, о которых писатель лишь косвенно упоминает в сюжете. Вместе с тем данные типы персонажей играют незначительную роль.

Положительные и отрицательные

Рассмотрим эти типы героев в литературе на примере знаменитой комедии «Недоросль». Персонажей данного произведения можно условно разделить на отрицательных и положительных.

К числу отрицательных главных и второстепенных героев стоит отнести:
  • госпожу Простакову;
  • Тараса Скотинина;
  • Митрофана;
  • Еремеевну;
  • господина Простакова;
  • учителя Кутейкина.

К положительным второстепенным персонажам принадлежат:
  • Софья;
  • учитель Цыфиркин;
  • Стародум.

Но, как было написано выше, это разделение является условным. К примеру, кормилице Еремеевне свойственны положительные качества (забота о Митрофанушке, любовь к воспитаннику). Вместе с тем она проявляет и отрицательные черты характера (помогает Простаковым выкрасть Софью).
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Храбрые и трусливые

Трусость и отвага – нравственные категории, отлично характеризирующие духовную сторону личности. Это «лакмусовая бумажка» человеческого достоинства, воплощение силы характера или, наоборот, слабости духа, проявляющихся в неординарной жизненной ситуации. Примеры положительных и отрицательных героев из русской литературы позволяют разобраться с тем, как проявляют себя отвага и трусость.

У персонажей романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого есть непростой выбор: сохранить силу духа, презрев опасность, или поддаться страху, спасая собственную жизнь. Андрей Болконский проявляет недюжинную отвагу на войне. Он первым бросается в схватку с врагом, желая поднять боевой дух солдат. Смело сражается с противником и Фёдор Долохов.

Этот литературный персонаж практически лишён чувства страха. Фёдор презирает малодушие и проявляет мужественность характера. В романе есть и отрицательные персонажи. Яркий тому пример – молоденький корнет Жерков. Он проявляет малодушие, отказываясь передать приказ об отступлении. Этот поступок героя литературного произведения приводит к гибели большого количества солдат. Слишком высокая цена трусости.

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина пример отваги и смелости – образ Петра Гринева. В момент опасности главному персонажу художественного произведения чужд страх. Петр готов отстаивать Белогорскую крепость от противника ценой собственной жизни. Поведение Гринева – наглядное воплощение чувства долга и справедливости. Швабрин в «Капитанской дочке» представлен как антипод Петра. У А. С. Пушкина отлично получилось создать образ человека с низменными побуждениями, одержимого лишь страхом за собственную жизнь.

Судьбы других людей Гринева совершенно не волнуют. Его образ стал один из архетипов трусости в русской классической литературе. Поведение персонажа, совершившего предательство, вызывает лишь негативные эмоции.

Война безжалостно обнажает один из самых сильных потаённых человеческих страхов – боязнь смерти. Герои повести В. Быкова «Журавлиный крик» столкнулись с, казалось бы, невыполнимой задачей. Им необходимо задержать немецкие войска. Поэтому каждый из героев литературного произведения должен сделать нелёгкий выбор: выполнить приказ или избежать смерти. Пшеничный, к примеру, готов сдаться в плен. Овсеев, большую часть боя просидевший в окопе, также солидарен с ним. А вот Глечику чужды малодушные попытки сбежать. В минуты сильного отчаяния положительному герою удаётся в полной мере ощутить ответственность за исход сражения. Страх смерти теперь кажется ему слишком ничтожным. Глечик – литературный тип персонажа, олицетворяющего собой истинное мужество обречённого на гибель солдата.

Василий Тёркин навсегда останется в истории русской литературы как бравый и смелый солдат, сражающийся с противником с улыбкой на устах. Образ главного героя примечателен не столько забавными шутками и напускным весельем, столько стойкостью и подлинным героизмом. Тёркин твердо понимает, что его главный долг – защита Родины.

Герой рассказа В. Гаршина «Трус» совершенно не хочет идти на войну. По его мнению, даже великая цель не оправдывает миллионы сломленных судеб. В то же время главный герой произведения вовсе не желает казаться самому себе трусом. Внутреннее чувство правды мешает ему воспользоваться покровительством влиятельных знакомых и уклониться от похода на войну. Смелость героя рассказа заключается в преодолении собственной трусости, осознании невозможности повести себя иначе.

Основные персонажи книги «А зори здесь тихие…» — наглядное доказательство того, что у войны может быть женское лицо. Юные героини произведения – пример сверхчеловеческой храбрости. Девушки, в итоге погибшие от руки противника, мужественно сражаются в неравном бою с немецким отрядом. Мужество и отвага главных героинь популярной советской книги – воплощение подлинного героизма.

Образ Родиона Раскольникова довольно противоречив. Душа его оказывается трусливой, несмотря на то, что бедный студент всё же решился на убийство. Главный герой романа поступается моральными принципами и теряет самого себя в отчаянных попытках показать своё превосходство над массой. Федор Михайлович подчёркивает, что нужно найти в себе силы преодолеть страх и понести заслуженное наказание, которого так боялся Родион. Это необходимо для душевного очищения человека, совершившего преступление. Сонечка Мармеладова, помогающая Раскольникову принять неотвратимое наказание, — особа, отличающаяся стойкостью характера. За внешней хрупкостью девушки скрываются смелость и истинное великодушие. Известным персонажам «Преступления и наказания» приходится бороться с непримиримыми обстоятельствами. При этом они демонстрируют положительные черты своегохарактера.

Персонаж литературного произведения М. Шолохова «Судьба человека» — солдат Андрей Соколов. Ему приходится преодолеть множество испытаний на войне. Соколов храбр и честен в бою, как и большинство русских солдат. Судьба проявляет безжалостность к герою. Ведь из-за жестоко испепеляющей людские судьбы войны Андрей теряет самых близких ему людей – жену и детей. Но, несмотря на эту трагедию, Соколов по-прежнему живёт по законам совести.
Отважные подвиги героев – вечная тема в литературе. Противоборство смелости и трусости по-прежнему остаются предметом творческих поисков писателей и подлинного интереса современных читателей.

Добрые и злые

Отдельно стоит упомянуть тип и характер героев русских сказок.
Положительные персонажи обычно ассоциируются у читателей с:
  • красотой;
  • умом;
  • молодостью.
Вызывающие негативные эмоции персонажи бывают главными героями, отличающимися внешней непривлекательностью, коварством и жестокостью. К добрым героям русских сказок стоит отнести:
  • Морозко;
  • Ивана-Царевича;
  • Василису;
  • Ивана-дурака;
  • Алёнушку.
Естественно, в сказках встречаются и злые герои, которые порой бывают очень изобретательными в собственном коварстве:
  • Баба Яга;
  • Змей Горыныч;
  • Кощей Бессмертный;
  • злобная мачеха.

Типы литературных героев

Ниже можно увидеть подробную классификацию персонажей в литературе.

Лишний человек

Этот тип появился в литературной теории после издания одного из произведений И. С. Тургенева. Оно носило название «Дневник лишнего человека».

К этому литературному типу принадлежали Обломов, Печорин, Онегин, Чацкий. Основные его черты – неудовлетворённость реальной жизнью, неспособность к реализации себя в обществе. «Лишнему человеку» присущи общественная пассивность, скептицизм. Вместе с тем ему не чужды стремление к справедливости, способность к сильным чувствам.

«Лишний человек» привык предаваться праздным развлечениями, помогающими развеять тоску. Зачастую это становится причиной его саморазрушительного поведения.

Маленький человек

«Маленькие люди», как правило, безобидные, добродушные. В большинстве своём они имеют незнатное происхождение.

Яркие представители такого литературного типа (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Акакий Акакиевич из «Шинели») занимают невысокое положение в обществе. Подобные герои не одарены какими-либо выдающимися способностями, не отличаются силой характера.

«Маленький человек» встречается и в рассказах В. Шукшина, А. Чехова. К этому литературному типу стоит отнести и жителей ночлежки из произведения М. Горького «На дне». В своих произведениях знаменитые русские писатели пытались донести до читателя мысль, что обычный человек также достоин внимания и сочувствия.

Новый человек

Для этого литературного типа характерны:
  • волевой, сильный характер;
  • активная деятельность.
Образ нового человека воплощен в таких известных литературных произведениях, как «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин». Его появление в 50-60 годах 19 века было обусловлено изменением социально-политических порядков в России. «Новый человек» в произведениях русских классиков обычно имеет активную пропагандистскую позицию.

Романтический герой

Существуют различные типы:
  • Байронический герой
    Такому персонажу суждено страдать от противоречивости собственной натуры. Байронический герой (Данко, Мцыри) наделён необычными свойствами личности. Это не способный обрести простое человеческое счастье отверженный изгнанник, постоянно сомневающийся в себе.
  • Герой-чудак
    Он выглядит смешным и нелепым в глазах обывателей.
  • Герой-одиночка
    Подобный персонаж явственно осознаёт свою чуждость миру, остаётся отвергнутым обществом
  • Герой-демоническая личность
    Такой персонаж обречён на разлад с обществом. Он бросает вызов миру (а порой даже Богу).

Человек в футляре

В творчестве А. П. Чехова было описано такое явление, как ограниченность («футлярность») жизни общества. Оно стало повсеместным в эпоху жизни писателя. Именно поэтому данной теме и был посвящён знаменитый рассказ Антона Чехова «Человек в футляре». В этом произведении наглядно показан собирательный образ ограниченных людей, которые боятся любых проявлений жизни.

Персонаж другого рассказа А. Чехова «Крыжовник» (Николай) отличается эмоциональной «слепотой». Он словно не замечает окружающего мира. Николай мечтает лишь об одном – поместье на берегу озера или реки. Своеобразным «футляром» для этого персонажа стало «желание запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу».

Дама бальзаковского возраста

Этот тип литературных героинь появился после выхода в свет романа «Тридцатилетняя женщина» Оноре де Бальзака. Это произошло в далёком 1842 году.

Аналогов в других языках у выражения «бальзаковский возраст» нет. Да и в русском оно появилось не сразу после выхода в свет романа «Тридцатилетняя женщина». Писатели начали употреблять его ближе к концу 19 века. Этот тип литературной героини фигурировал в рассказе А. П. Чехова «От нечего делать», стихотворении «Недоразумение» Саши Чёрного и т. д.

Дама бальзаковского возраста, как правило, знает, как выгодно себя преподнести. Она грамотна, начитана, много времени уделяет собственному самосовершенствованию.

Двойник

Яркие примеры «двойников»:
  • Чацкий и Репетилов (в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
  • Грушницкий и Печорин (в произведении «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
Этот персонаж демонстрирует признаки внутреннего или внешнего сходства с главным героем. Исходя из этого определения, наличие «двойника» очень важно для раскрытия основной идеи произведения. Он помогает автору подчеркнуть благородство и другие положительные черты основного действующего лица книги. Присутствие в произведении «двойника» подчёркивает и то, что главный герой не одинок в своих убеждениях (есть люди, придерживающиеся таких же жизненных взглядов).

Тургеневская девушка

Этот тип романтических героинь встречается практически в каждом произведении И. С. Тургенева. Целеустремлённые и мечтательные девушки обладали такими чертами характера, как молчаливость, застенчивость. Один из примеров типа «тургеневская девушка» – героиня романа «Рудин». Наталья Ласунская увлекается вышиванием, чтением исторических книг, отличается скромностью и мечтательностью.

Главные особенности «тургеневской девушки» – богатый внутренний мир, высокие интеллектуальные способности. Такая героиня далеко не всегда красива внешне. Вместе с тем «тургеневская девушка» – сильная натура, способная на настоящую любовь, глубокие внутренние переживания, искреннее самопожертвование, буйство чувств.

Самодур

Любителям художественной литературы этот тип героя известен по пьесам Островского «Бесприданница», «Гроза». Он встречается и в произведении «Недоросль» (Скотинин, госпожа Простакова). Основные черты подобного литературного героя – деспотичность, наглость и дерзость.

Самодур уверен в собственной безнаказанности. Такой герой рассчитывает на абсолютное повиновение окружающих. При этом в роли самодура чаще всего выступают ограниченные, малообразованные личности, отличающиеся трусостью, низменностью желаний. Такие люди нередко стремятся обогатиться любыми путями.

Праведник

Такой главный герой в литературных произведениях, как праведник, занимает важное место в творчестве многих русских писателей. Как правило, это образ искреннего и доброго человека, не отступающего от принципов религиозной морали. Данный психологический тип героя показан в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого (на примере юродивого Гриши).

Праведник в художественных произведениях нередко воспринимается как «лишний человек», не принятый обществом. Именно такая судьба была уготована князю Мышкина из романа «Идиот» Ф. М. Достоевского. В черновиках художественного текста автор называл этого персонажа «князем Христом». К сожалению, Мышкин оказался неспособным повлиять на мировоззрение окружающих. Из-за своего «детского» сознания этому литературному герою не дано проникнуть в сердца людей.

Пример истинного праведника, готового мужественно преодолевать мирские преграды, – старец Зосима из другого романа Ф. М. Достоевского. Это ярко выраженный типаж персонажа мудрого и положительного, удостоившегося почитания прихожан.
Как известно, один литературный тип героя нередко сменяет другой. Так на смену «лишнему человеку» (Онегину, Печорину у Лермонтова) пришла эпоха «нового человека». Известный всем пример героя такого распространённого типа – Базаров из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Была ли данная статья полезна для Вас?