Как описать местность


Красочное, подробное описание местности в художественной литературе имеет большое значение. Оно помогает задействовать все чувства читателя, делает произведение более захватывающим, живым.

Роль местности в произведениях

К тому, что хорошо характеризует данную местность, относятся «говорящие» детали. Их подбирают в зависимости от ситуации, места действия в книге. К «говорящим» деталям стоит отнести:
  • запах морского бриза;
  • блики на воде;
  • шелест листьев деревьев под ногами;
  • далёкий шум городской магистрали;
  • оригинальные слоганы на рекламных билбордах;
  • описание огней большого города;
  • необычная форма облаков на горизонте.
Описание местности, природы позволяет отразить психологическое состояние литературного персонажа. В этой связи стоит вспомнить знаменитый фрагмент о дубе из произведения «Война и мир» Л. Н. Толстого. По пути в Отрадное князь Болконский видит старый огромный дуб с «неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками». Описание внешнего вида дерева точно отражает подавленное душевное состояние самого Андрея:

Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же бессмысленный и глупый обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои ободранные, обломанные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим обманам и надеждам.

Позднее, уже возвращаясь из Отрадного, князь Андрей снова видит большой старый дуб. Но при этом Болконский испытывает совершенно другие эмоции. Причиной их появления послужило продолжительное общение Болконского с Наташей Ростовой, полной сил и энергии, привыкшей радоваться даже мелочам.
Через внешнее преображение старого дерева автор «Войны и мир» показал изменения в настроении князя:

Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков молодые, сочные листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

После общения с юной Наташей Болконский с удивлением для себя стал замечать летнюю красоту природы, наслаждаться пением птиц. Князь начинает понимать, что «… жизнь не кончена в 31 год».
Описанию дуба в произведении «Война и мир» отведена очень важная роль. На примере старого, много поведавшего на своём веку дерева знаменитый писатель показывает, что всегда есть возможность посмотреть на себя со стороны, начать жить заново.

Основные правила описания местности

Описания местности, в которую попал герой, должны напоминать картинку в формате 5D. В таком случае читатель не станет пролистывать страницы художественной книги. Умело подобранные языковые образы помогут активизировать его воображение. Если литературному герою холодно и страшно, читатель должен ощутить леденящий кровь, пронзительный ветер, закутаться в уютный, тёплый плед.

Что имеет значение для персонажа

Когда литературный герой оказывается в незнакомом месте, у него возникают определённые телесные ощущения. После этого персонаж акцентирует внимание на общей панораме. Затем автору книги нужно описать, на чём останавливает свой взгляд литературный герой. Возможно, что-то из увиденного ему нравится (или, напротив, возмущает или удивляет).

Где находится герой

Приведём пример описания: «Вечером Джек заглянул в бар «Старый боцман». В маленькой нетопленой зале было не протолкнуться — по пятницам у британских матросов была получка, и они пропивали деньги в компании портовой шпаны, драчливых грузчиков и взлохмаченных девиц с жадными глазами».

Заведение «Старый боцман» — то место, где оказался литературный герой. Его личные ощущения от увиденного отчётливо отразились во фразе: «В маленькой нетопленой зале было не протолкнуться». Взлохмаченные женщины с жадными глазами, шумные грузчики – детали, особенно запомнившиеся герою.

Порой в описании местности явственно прослеживается личная заинтересованность, изумление персонажа книги. В качестве примера стоит привести небольшой фрагмент из повести «Чучело» В. П. Железникова:
В первый же день своего появления в городке Ленка раз по сто появлялась на каждом из четырёх балкончиков и с любопытством смотрела на все четыре стороны света. Её в равной степени интересовали и запад, и восток, и север, и юг.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Что важно для сюжета

Под описанием местности понимается указание характерных черт города, посёлка, деревни, в которой живёт человек. При этом можно использовать такие слова и словосочетания:
  • чуть поодаль;
  • напротив;
  • ажурные арки мостов;
  • неподалёку;
  • живописные уголки природы.
Ниже приведён пример красочного описания местности из гоголевского произведения «Мёртвые души»:
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господ стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами жёлтых акаций и сиреней…
Художественное описание места, в котором оказался герой, должно давать представление о следующих нюансах:
  • температуре. Нужно дать понять читателю, не ощущает ли литературный герой дискомфорта. Возможно, ему слишком жарко или холодно;
  • погоде;
  • времени суток или освещении.
Значение перечисленных выше нюансов очень велико. При их отсутствии, как правило, не возникает целостного визуального образа при прочтении книги.

Основные ошибки, которые допускают авторы

Чтобы не допустить распространённых ошибок начинающих авторов, стоит воспользоваться такими рекомендациями:
1
досконально изучите документальную прозу о местности, которая упоминается в произведении;

2
регулярно перечитывайте произведение в процессе работы над ним. Это поможет вычеркнуть все лишние детали из описаний природы;
3
попробуйте представить себя на месте героя книги. Тщательно записывайте всё, что может оказаться в его поле зрения (в зависимости от ситуации, эмоционального настроя).

Слабо детализируют описание

Когда будете описывать местность, в которую попал литературный герой, проявляйте осмотрительность. Если вы используете слишком мало деталей, читатель может запутаться и потерять интерес к книге. Он не будет понимать:
  • Где находится герой художественного произведения?
  • Чем примечательно это место?

Сильно детализируют описание

Когда начинающий писатель описывает местность, важно знать меру. Слишком большое количество деталей (даже реалистичных, пронзительных в восприятии) может сильно утомить. Это особенно актуально при работе над динамичными сценами. При их описании одинаковы важны и яркость, и ёмкость, краткость.

Описание места действия рассказа, повести или романа занимает важное место в художественной прозе. Используемые при этом детали не должны отвлекать внимание читателя от главного: ключевых моментов сюжета.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: