ЛитРес: Самиздат

Описание интерьера в литературе

Интерьер в литературе – это подробное описание жилого пространства, изображение внутреннего убранства здания. Визуальные эффекты имеют большое значение при создании литературного произведения. В воображении читателя должен возникнуть целостный образ обстановки квартиры, дома, офиса. Умело созданное описание жилища литературного героя свидетельствует о высоком писательском мастерстве автора.

Роль интерьера в книге

Подробное описание интерьера в художественной литературе по-разному влияет на развитие сюжета:
1
порой окружающая обстановка оказывает определённое психологическое воздействие на персонажа (угнетает его или, напротив, вдохновляет);
2
в отдельных случаях интерьер выступает своеобразным «детонатором» к дальнейшим активным действиям;
3
через предметы и личные вещи, окружающие литературного героя, можно показать его интересы, жизненные приоритеты. Некоторые из них свидетельствуют о наличии или отсутствии чувства стиля, вкуса у литературного героя.
Детальное описание обстановки делает художественную книгу более запоминающейся, увлекательной. История уже не будет казаться читателю «плоской». Каждый досконально прописанный элемент будет словно бы оживать в его воображении.

Приведём пример описания интерьера в классическом литературном произведении:
Большая квадратная комната из-за отсутствия мебели казалась ещё более просторной. Стены были обклеены вульгарными обоями с вызывающим рисунком, местами они покрылись пятнами плесени, а кое-где оторвались и свисали длинными лохмотьями, обнажая жёлтую штукатурку. Напротив двери располагался такой же безвкусно-роскошный камин с полкой из поддельного белого мрамора. На одном её краю лежал огарок красной восковой свечи. Единственное окно было настолько грязным, что пропускало в комнату лишь тусклый слабый свет, придававший всему находившемуся в ней уныло-сероватый оттенок. Это впечатление усугублялось толстым слоем пыли, который покрывал всю квартиру.
(фрагмент произведения «Тайна Лористон-Гарденс», написанного Артуром Конан Дойлем).

Интерьер как средство характеристики персонажа

При описании интерьера могут употребляться разнообразные эпитеты:
негативно окрашенные (скудный, душный, бедный, убогий);
нейтральные (знакомый, своеобразный, привычный);
позитивно окрашенные (комфортный, роскошный, изысканный).
Автору следует чётко выразить своё отношение к хозяину дома. Вдумчивый читатель непременно почувствует, какие эмоции сквозят в его высказываниях.

Порой описание внутреннего оформления дома показывает, как литературный герой меняется в процессе повествования. Деградация или личностный рост персонажа художественной книги отражаются и на месте его обитания.
Обратите внимание! Образцовый порядок в доме, плачевное состояние мебели захламлённость могут давать более полное представление о сущности героя, чем описание черт его характера через прилагательные («аккуратный», «чистоплотный», «скупой» и т. д.).

Как описать интерьер – основные правила

При описании интерьера помещения стоит:
1
подробнее рассказывать о деталях (уникальных архитектурных особенностях, декоре, узорах). Они помогают создать атмосферу уюта, позволяют получить более полное представление о характере героя;
2
детально описывать особенности той или иной исторической эпохи. Уклад жизни литературных героев будет выглядеть более реалистичным и достоверным при использовании разнообразных лексических средств (архаизмов, просторечий, диалектизмов и т. д.). К примеру, Энн Перри в своих детективных романах описывает быт времён викторианской Англии с необычайной точностью.
Важно! При описании интерьера стоит подробнее рассказать и о звуках, запахах. Именно они придают характеристике внутреннего убранства дома неповторимость, индивидуальность. В качестве примера следует привести произведение «Трущобы Севен-Дайлз»: «От кухонной плиты в доме было тепло; по коридору разносился запах выстиранного белья, всё ещё слегка влажного, чисто вымытого пола и свежеиспечённого хлеба».

Описание дома

Очень примечательно описание помещения в художественном произведении «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Внутреннее убранство домов помещиков показано глазами Чичикова.

Обстановка в жилище Собакевича отлично характеризует сущность хозяина. Там стояла прочная, но довольно тяжёлая мебель. Это придавало ей сходство с неуклюжестью хозяина. На стенах дома можно было увидеть картины с изображением русских и греческих полководцев, явно пышущих здоровьем. Всё описание дома в литературном произведении напоминает его владельца, похожего на неуклюжего медведя.

В жилище Манилова постоянно чего-то недоставало. То на столе оказывался бронзовый подсвечник, соседствующий с «медным инвалидом», то не хватило дорогой ткани для обивки мебели. И в этом нет ничего удивительно. Любимое занятие владельца дома – пустые мечтания. Ни одна из фантазий Манилова не была воплощена в жизнь. Мечты помещика остались нереализованными, обустройство его дома – недоделанным.

Весьма красноречиво и описываемое пространство в жилище Коробочки. «… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок...»

Плюшкин, потерявший нормальный человеческий облик, жил в помещении, утратившем приличный внешний вид. Из сеней постоянно тянуло холодом. Окна в доме кое-где были забиты, мебель сломана. В углу одной из комнат находилась куча бесполезного хлама. При первом взгляде на дом Плюшкина трудно было предположить, что там обитает живое существо. Такое описание дома в книге Н. В. Гоголя – отражение мрачного, лишённого настоящего смысла существования не в меру скупого помещика.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Описание комнаты литературного героя

При описании комнаты стоит помнить о том, какое значение имеет обстановка в ней для дальнейшего развития сюжета. Если это помещение предназначено для создания единичной короткой сцены, стоит ограничиться краткой фактической информацией. Ниже приведён пример небольшого, ёмкого описания комнаты:
Мистер Пиггз заглянул в крошечную кладовку под лестницей. Там было темно и тесно, узкое пространство было завалено старыми швабрами и вёдрами чуть ли не до самого потолка.
Основные события книги «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского разворачиваются в Петербурге. В романе дано довольно подробное описание интерьера комнаты: в произведении ему отводится большая роль. Крошечная клетушка, в которой обитал Родион, была шагов в шесть длиной. Эта комната имела очень жалкий, убогий вид. Помещение было до того низким, что высокому человеку казалось, что он вот-вот стукнется головой о потолок.

Отставшие от стен жёлтые обои символизировали «расслоение» в душе главного героя книги. Большая неуклюжая софа занимала чуть не половину этой каморки. Эта мебель когда-то была обита ситцем. Но теперь софу, служившую Родиону постелью, сплошь покрывали лохмотья.

Трудно спорить с тем, что в таких клетушках, которые оказывают угнетающее влияние на психику людей, вынашиваются «самые ужасные и дьявольские планы». Именно в этой каморке главный герой романа и обдумывал свою теорию о «право имеющих».

Во внутреннем убранстве помещения отчётливо виден характер Родиона Раскольникова. Главный герой демонстрирует полное равнодушие к внешнему миру. Раскольникова отличает сосредоточенность исключительно на своих внутренних переживаниях. Главному герою романа свойственна замкнутость, желание забиться в своём тесном уголке (словно паук). После убийства старухи-процентщицы эта черта характера Раскольникова проявляется ещё более явственно.

Интерьер комнаты Сонечки Мармеладовой показан совершенно иначе. Это было довольно большое помещение, имевшее вид неправильного четырёхугольника. Несмотря на большие размеры, комната Сони не давала простора душе. Жилище девушки, напротив, словно бы душило, угнетало её. Из-за сходства с неправильным треугольником комната Сонечки казалась неуютной, уродливой.

Примечательная вещь в жилище главной героини – Новый завет, который девушка читает Раскольникову. Именно благодаря вере в Бога душа Мармеладовой не «заледенела» после выпавших на её долю физических страданий, унижений.

При описании интерьера помещения Федор Михайлович Достоевский уделяет большое внимание цветовой гамме. Автор знаменитого романа отдаёт явное предпочтение жёлтому цвету. Он становится отличным дополнением к драматическим переживаниям литературных персонажей. В интерьере присутствуют также зелёный, белый, коричневый цвета. В частности, на грязных жёлтых обоях виднелся неуклюжий белый цветок с коричневыми чёрточками.

Герой книги «Обломов» И. А. Гончарова постоянно находился в одной комнате. Она служила мужчине и кабинетом, и спальней, и приёмной. Комната, в которой Обломов проводил практически всё своё время, на первый взгляд выглядела прекрасно убранной. Но в действительности красота и чистота помещения мало заботили литературного героя. Обломов руководствовался «только желанием кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них». И. А. Гончарову отлично удалось описать комнату в художественном стиле. В результате у читателя складывается впечатление, что литературному герою чуждо стремление к труду, какой-либо деятельности. При дальнейшем прочтении романа становится более понятно, что именно привело Обломова к такому печальному образу жизни.

В произведении «Книжка с картинками» Д. Н. Мамина-Сибиряка автор рассказывает о том, как книги прочно вошли в его жизнь. В центре самой лучшей комнаты в доме находился довольно объёмный шкаф. В нём были размещены томики Некрасова, Пушкина, Кольцова, Гоголя. Такое описание обстановки дома свидетельствует о большой любви к чтению.

Ошибки, которые могу допускать авторы

При описании комнаты, в которой живёт литературный герой, авторы могут совершать следующие ошибки:
1
усложнение художественного текста монотонными, ненужными описаниями. Не стоит перегружать его обилием очевидных фактов, не представляющих особой важности;
2
перескакивание с одного предмета на другой, без строгого соблюдения логики изложения.
Во избежание ошибок начинающим авторам литературных произведений стоит придерживаться такого примерного плана описания интерьера:
Размеры комнаты.
Окна (их величина, состояние).
Цвет полов и стен.
Стиль помещения, наличие ярких декоративных деталей.
Описание интерьера играет далеко не последнюю роль в характеристике литературного персонажа. Оно выгодно дополняет его образ, созданный автором книги, помогает лучше разобраться во внутреннем мире героя, его мечтах и стремлениях.
Была ли данная статья полезна для Вас?