Описание в художественной литературе

Описание в художественной литературе – это довольно серьёзное и многогранное понятие. Работа с ним требует от писателя мастерского владения родным языком (средствами выразительности, стилистикой), понимания структуры текста.


Количество описательных фрагментов в книге напрямую зависит от индивидуальных особенностей стиля автора. К слову, проза Александра Сергеевича Пушкина носит повествовательный характер. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова характеризуется наличием объёмных описательных фрагментов в тексте. В отдельных случаях подробное описание занимает весь текст произведения. В качестве примера можно привести «Лес и степь» – известный рассказ Ивана Сергеевича Тургенева.


Разработка описания в художественном тексте ведётся в разнообразных направлениях. Оно может характеризовать персонажа (описание внутреннего мира, портрет), природу (природные явления, пейзаж), жилище (характеристика интерьера).

Что такое описание в литературе

Выделяют перечисленные ниже основные функции описаний действия, предмета или явления:
  • создание атмосферы. Для читателя важна как эмоциональная, так и фактическая составляющая текста;
  • создание «якорей» восприятия. Основная задача автора – выстроить описание каждого персонажа таким образом, чтобы в сознании читателя отложилась какая-либо яркая деталь, которая отличает его от других героев;
  • создание яркой картины происходящего, идеально понятной читателю.

Когда необходимо использовать

Один из распространённых литературных приёмов – игра на контрасте. При описании героя или сложившейся ситуации можно подобрать сочетания слов, усиливающих друг друга. Яркий пример игры на контрасте содержится в книге Э. Барякиной «Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу»: «К тридцати годам он успел побывать и охотником на крабов, и переводчиком дипломатической миссии, и дамским портным».

Виды художественных описаний

Разнообразные виды описания выполняют определённую роль в произведении. В частности, при помощи интерьера можно показать важные изменения, произошедшие с персонажем за определённый временной промежуток. К примеру, можно сопоставить два фрагмента с описанием обстановки в кабинете Онегина в Петербурге и спустя несколько лет в бывшей дядюшкиной усадьбе.

Портрет

Портрет – один из важнейших средств характеристики героя в художественном произведении. Стоит выделить следующие его особенности:
1
как правило именно с портрета, начинается знакомство читателей с литературным персонажем. Но в отдельных случаях писатель решает «показать» героя лишь в самом конце произведения (рассказ А. П. Чехова «Ионыч»);
2
портретные черты героя могут быть описаны чем-то из других персонажей (портрет Печорина представляют вниманию читателя путешественник-инкогнито и Максим Максимыч);
3
в отдельных случаях описание черт персонажа включает пояснения автора о его привычках, образе мышления;
4
характеристика героя литературного произведения может быть ироничной (к примеру, описание Ипполита Курагина), «парадной» (портретные черты Одинцова), сатирической (портрет Наполеона у Льва Николаевича Толстого);
5
в русской литературе встречается немало фрагментарных портретов. При этом в тексте изображается исключительно одна характерная черта героя, а не весь облик персонажа. Таким образом писатель мощно воздействует на воображение читателя, делая его как бы соавтором книги.
Примеры полного, подробного описания в русской художественной литературе:
  • портреты персонажей Куприна, Гончарова, Тургенева. Они выглядят максимально реалистичными;
  • описание черт чеховских героев. В частности, портрет Мисюсь из произведения писателя «Дом с мезонином» выполнен в импрессионистической манере;
  • описания бунинских героинь. Они получились колористичными и экспрессивными. Это особенно явно прослеживается в рассказах писателя «Тёмные аллеи», «Дело корнета Елагина».
Обратите внимание! Ироничный образец романтического портрета в художественной литературе – персонаж Ленского в произведении «Евгений Онегин».

Интерьер

Художественный рассказ, роман или повесть довольно часто содержат и описание интерьера. Михаилу Булгакову удалось создать с его помощью пронзительную атмосферу домашнего уюта. Отдельного внимания заслуживают часы, символизирующие быстротечность бытия: «Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку… В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой чёрные стенные башенным боем».

Пейзаж

Так называют как жанр изобразительного искусства, так и один из видов художественных описаний.В литературе он является одним из средств раскрытия замысла писателя. В этом плане он бывает:
  • романтическим;
  • сентименталистским;
  • символическим;
  • натуралистическим.
Пейзаж подчиняется как законам жанра, так и целям автора (противопоставление окружающего мира убеждениям героя, раскрытие состояния персонажа и т.д.). Он может выполнять и многозначную, более сложную функцию. В произведении «Война и мир» Льва Николаевича Толстого пейзаж воплощает философские взгляды человека на мир.

Пейзаж как красивое описание природы занимает почётное, особое место в литературе. Это воплощено в строках, принадлежащих Федору Тютчеву:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Описание как тип речи

Основная цель описания – дать читателю полное представление о предмете. Подобный текст чаще всего содержит перечисление конкретных деталей, выражения общего впечатления о чём-либо.

Объяснение

Объяснение характеризуется более развёрнутой формой подачи материала. Его можно назвать своеобразной «трансформацией» определения.

Определение

Определение считается самым кратким видом описания. Оно предусматривает соотнесение объекта с ближайшим родовым понятием. Пример определения: «Поэзия – это нечто противоположное прозе».

Характеристика

Характеристика – ещё одна из разновидностей описания. При её составлении акцентируют внимание читателя лишь на существенные признаки явления или предмета.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Предметное описание

Основная цель предметного описания – изображения фрагмента вещного мира, с которым так или иначе связаны описываемые в тексте события. Выделяют две его разновидности (с точки зрения характера содержания):
  • Описание, в основе которого – предложения с повествовательным строем.
  • Описание, сформированное предложениями с описательным строем.
Конечную позицию в предложениях описательного строя занимает подлежащее, обычно размещённое после сказуемого. Это представляет особую важность для смыслового строения литературного текста. Подобное художественное описание статично. Это позволяет подчеркнуть пространственное расположение предметов.

Значение глагола в подобных предложениях ослаблено. Его роль сведена к построению грамматической структуры.

Пример описания, образованного предложениями с повествовательным строем представлен ниже: «Самовар, стоящий на столе возле простенка, бурлил, клокотал, зеркальце, висевшее над столом, подернулось налётом белого пара». (из творчества И. А. Бунина). Глагол в этом виде описаний семантически самостоятелен. Характерная его черта – подчёркивание качественного аспекта описываемого (звук, движение, цвет, запах). Такие виды описания можно назвать динамичными.

Деталь в описании

Деталь в описании нередко приобретает характер символа. Она носит концептуальный характер. Порой подобная деталь заменяет собой объёмное описание. В качестве примера стоит привести запылённую и раскрытую книгу, лежащую в гостиной Обломова. Чем больше деталей использовано автором, чем более конкретным предстаёт образ предмета перед читателем.

Клише и штампы

Описание играет большую роль в литературе. Говоря о нём, нельзя обойти стороной проблему клише и штампов. Описание в литературном тексте называют плодотворной почвой для появления «сорняков».
Обратите внимание! Под клише (литературным штампом в тексте) понимается устоявшаяся речевая конструкция, которая легко воспроизводится в определённом контексте.
Примеры в художественной литературе:
  • сердце бешено колотилось в груди;
  • похолодели руки;
  • побежали мурашки по коже;
  • душа ушла в пятки;
  • глаза засияли;
  • рот растянулся в улыбке.
Описание событий в художественном тексте может подразумевает и наличие штампов, выражающих характеристики погодных явлений:
  • небо заволокло свинцовыми тучами;
  • солнце заливало улицы;
  • дождь забарабанил по крышам.
Проблема состоит не в том, что устойчивые речевые конструкции у всех на слуху. В основе подобных штампов лежат такие средства художественной выразительности, как олицетворения, метафоры, эпитеты. Прежде они обеспечивали нужную экспрессию в литературном произведении. Но в настоящий момент подобные слова уже не выполняют своей первоначальной роли. Поэтому если литературное произведение содержит избитое описание, такой штамп не будет восприниматься как выразительная художественная конструкция.

Отличие описания от повествования

Существуют отличия описания от повествования в художественной литературе:
1
повествованию присущ более динамичный темп. Описание, в свою очередь, направлено на эмоциональный спектр человеческого сознания. Поэтому такой тип речи предусматривает более медленное развитие событий;
2
для повествования характерен рассказ о явлениях или событиях, для описания – о признаках некого объекта;
3
повествование нередко встречается в произведениях эпического жанра, повествование – в текстах лирического типа.
Обратите внимание! Повествование может предусматривать использование элементов разговорной речи. Для описания характерно употребление эпитетов, метафор, противопоставлений и прочих средств выразительности.

Персональный помощник при написании книги

При заказе услуги «Персональный помощник» сотрудник «ЛитРес-Самиздат» доведёт рукопись до публикации (подготовит индивидуальную обложку, выполнит стандартную вёрстку). Он даст подробную консультацию по всем необходимым вопросам (касающимся всех видов прав, выбора пакета размещения, печати по требованию и т. д.)

Автору, создающему художественное описание, нужно стремиться к поиску новых ярких образов. В таком случае созданный им текст будет отличаться индивидуальностью и самобытностью.

Другие статьи в нашем блоге: