ЛитРес: Самиздат

Что такое символ
в литературе

Слово «символ» в переводе с греческого языка означает «опознавательная примета, язык, условный знак». На территории Древней Греции такое название получили половинки вещи, разделённой на две равные части (монеты, чаши из глины, медальона). В художественных текстах дело обстоит примерно также. В литературе символом называют некое понятие, состоящее из двух частей. Первая из них – созданный автором образ. Вторая часть представляет собой его толкование, обозначение. Следовательно, символ в литературе – это самостоятельный художественный образ, который воплощает в себе какую-либо идею.

Что такое символ в литературе

Символизм– это литературное течение конца 19 – начала 20 века. Оно предусматривало выражение интуитивно постигаемых идей при помощи разнообразных символов.
Обратите внимание! Символ в толковании символистов – отражение сверхчувственной интуиции автора, в моменты озарения постигающего истинную суть вещей. Таким образом появился новый поэтический язык, характеризующий сущность предмета при помощи цветовой гаммы, многозначного иносказания, музыкальности.
Образ-символом называют мощное орудие, которое позволяет «прорваться» через пелену повседневности к высшей реальности. Он отражает, прежде всего, индивидуальное, собственное представление автора о мире.

Символ – это особый поэтический образ, который предусматривает ответную творческую работу поклонников писателя. Его можно назвать важной связующей нитью, которая соединяет автора и читателя. В этом и состоит важность переворота, который был произведён символизмом в искусстве.

Типы символов в литературе

Литературные символы подразделяются на два основных типа. Классификация выглядит следующим образом:
1
символы, тесно связанные с культурными традициями. Для их построения авторы используют язык, хорошо понятный более или менее осведомлённым читателям. Естественно, такие образы-символы приобретают и близкие автору индивидуальные смысловые оттенки. Ведь они играют важную роль в конкретном произведении художественной литературы. В качестве примера стоит привести образы-символы дороги, моря, метели, щита и меча и т.д. В русской литературе источником новых идей для писателей часто служили библейские сюжеты, фрагменты античных мифов;
2
символы, которые создаются без опоры на культурные традиции. Они возникают на основе смысловых ассоциаций, существующих в рамках одного литературного произведения. К их числу стоит отнести образ вишнёвого сада в одной из пьес Антона Павловича Чехова.

Русские писатели-символисты воспринимали символы как важную категорию художественного мировоззрения, а не просто называли их одним из видов иносказательных образов. Яркий тому пример – литературное творчество А. А. Блока. Поэт широко использовал как традиционные (щит, крест), так и индивидуальные символы.

Сходство и отличия символов от метафоры и аллегории

Так же и аллегория, метафора символ образует переносное значение слов на основе связи между предметами и явлениями. В то же время между этими понятиями есть весомые различия. Символ подразумевает безграничное множество значений. Именно этим он отличается от аллегории и метафоры. К примеру, слово «весна» символизирует:
Время года;
Наступление нового этапа в судьбе;
Начало жизненного пути;
Зарождение любви.
При использовании метафоры обычно подразумевается связь с конкретным предметом («сноп волос твоих овсяных» у С. Есенина). Символ – это попытки автора отразить что-то нематериальное, вечное, постоянно ускользающее из поля зрения человека. В качестве примера приведём пламя свечи на окне в романе «Доктор Живаго». При помощи этого символа Б. Пастернак изображает надежду на воцарение мира, обретения счастья. Пламя свечи – это ещё и воплощение душевного тепла, которое удаётся сохранить в суровых реалиях военного времени.

Метафора углубляет восприятие реальности. Символ же уходит за её пределы. Как было упомянуто ранее, посредством него автор пытается постичь «высшую реальность». Следовательно, по смысловой нагрузке символ значительно глубже метафоры.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Символизм в литературе

Родиной символизма как литературного направления считается Франция. Выделяют следующие его характерные черты:
Идеалистическое восприятие жизни;
Оторванность от полной недостатков действительности;
Свобода личности.
В 1886 году Ж. Мореас представил на суд общественности свой «Манифест символизма». В этом произведении символ был назван средством постижения «тайн мира».

В русской

Русские писатели также прекрасно отдавали себе отчёт в том, что символы несут в себе глубокий, потаённый смысл. На территории нашей страны символизм как отдельное направление зародился в начале 1890-х годов. Движение подразумевало наличие двух групп:
младших символистов;
старших символистов.
Московская группа принадлежала к старшим символистам. Её руководителем был В. Брюсов. Представители московской группы символом называютинструмент, позволяющий показать явный конфликт с окружающим миром. Реальная жизнь представлялась старшим символистам всего лишь иллюзией. Творчество и мечты им виделись отдельным миром, в котором личности суждено обрести свободу. Реальность писатели называли «пошлой и бессмысленной». В творчестве символистов было весьма точно подмечено несовершенство мира.

Первые представители второй группы движения появились в 1901 году (в период роста революционных настроений). Последователи философских идей В. С. Соловьева верили в торжество мира Красоты. Считалось, что она сумеет соединить в себе земное и божественное начало. Следовательно, именно Красота спасёт мир. Младшие символисты были полны оптимизма. Они ждали «царства божьего на земле», полного преображения мира.

Символика, тайны которой хранит русская литература, довольно часто олицетворяет собой любовь, женственность, красоту. Так происходит и в произведении А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Символика придаёт образность эпическим произведениям. К примеру, в сказке «Коняга» М. Салтыкова-Щедрина в центре повествования находится образ измученной до полусмерти крестьянской лошади. Он довольно сложен. Образ животного, искалеченного тяжёлой работой, является воплощением порабощённости трудящегося крестьянства.

В западной

Понятие символа в литературебыло издавна известно зарубежным авторам. Писатели активно применяли их в своём творчестве. Ниже приведены некоторые примеры символов в литературе.

Герой романа «Убить пересмешника» предостерегает своих детей от убийства птиц. Он считает подобный поступок актом бессмысленной жестокости. Пересмешники – птицы, которые воплощают собой красоту и непорочность. Этот образ символизирует невинность.

Огромная чёрная птица из стихотворения «Ворон» Э. А. По отображает глубину переживаний рассказчика, олицетворяет горечь потери. Образ огромного ворона символизирует печаль, одиночество, траур.

В повести Д. Оруэлла «Скотный двор» животные выступают в роли представителей человеческого общества. Этот образ – слегка завуалированный символ событий, происходящих в СССР. Он олицетворяет собой сложный переход от революционных идей к построению тоталитарного общества. Под Наполеоном в этом произведении подразумевается И. В. Сталин.

Автор Дж. К. Роулинг умело продолжает традиции английской литературы. Известный во всём мире мастер пера широко применяет разнообразные символы. Ниже перечислены наиболее популярные из них:
1
шрам Гарри. Он олицетворяет собой смелость этого литературного персонажа;
2
имя Альбуса Дамблдора. Основные функции художественного символа – олицетворение образа добра, демонстрация положительных качеств волшебника. К слову, имя литературного героя переводится с древнеанглийского как «шмель»;
3
золотой снитч. Он подразумевает собой духовное просветление, желанное для каждого «искателя».
Олицетворяющий дикую природу символ, которыми богата зарубежная литература – это, безусловно, предмет отдельного обсуждения. В связи с этим стоит вспомнить произведение Э. Бронте «Грозовой перевал». Листва в лесу ассоциируется с изменчивой природой любви. Камни – воплощение боли, которой нередко сопровождается глубокое чувство.

Многогранность понятия символа наглядно показана в произведении У. Голдинга «Повелитель мух». В образе раковины запечатлены порядок и власть. Остров олицетворяет собой чудесный райский сад, голова свиньи – зло. Символы помогают раскрыть основную идею произведения. Младшие дети представляют собой рабочий класс, старшие – правящий. Очки Пигги – иносказательное толкование способности ясно видеть и трезво оценивать происходящее. Стоило им разбиться, как дети сразу же впали в безумие.

Почему авторам стоит использовать символы в своих произведениях

Индивидуальные образы-символыактивно используются писателями по следующим причинам:
Благодаря ним текст выглядит более эмоциональным;
Одно из главных предназначений символов – визуализация основных тем и сложных концепций.
Обратите внимание! Индивидуальный художественный образ-символ наделён особым смыслом. К примеру, в одном из произведений О. Мандельштама ласточка считается проводником между миром живых и мёртвых. Это образ-символ,олицетворяющий быстротечность жизни. Чёрного человека в поэтическом языке Есенина стоит воспринимать как отражение душевного смятения автора, его пессимистического мировосприятия.
Образ-символ в литературных произведениях многозначен и неисчерпаем. Эта мысль предельно точно отражена в одной из фраз Федора Сологуба. Русский писатель, драматург и сценарист утверждал, что «Символ – окно в бесконечность».

Другие статьи в нашем блоге: