Конфликт в литературных произведениях


Конфликт в литературе – это достаточно широкое понятие. В классическом понимании под этим термином подразумевают идейное противоборство возвышенного и низкого, добра и зла.

Что такое конфликт

В общих чертах конфликт в литературном произведении – борьба противодействующих сил:
  • двух героев;
  • центрального персонажа произведения и природы;
  • героя с самим собой.
Борьба противоположностей обеспечивает нужное воздействие на читателя. Такое противоборство будоражит воображение возможностью разных вариантов развязки истории (как позитивного, так и негативного исхода событий).

Для чего нужен конфликт в литературе - влияние на сюжет

Столкновение противоположных взглядов можно наблюдать в разных по объёму и стилистическим особенностям произведениях:
1
небольших рассказах;
2
эпохальных романах;
3
эпических сагах;
4
пьесах для драматического театра.
Конфликт нужен, прежде всего, для того, чтобы задать идейную направленностью сюжету. Он обеспечивает взаимосвязь противоположных образов, гармоничное выстраивание композиции.

Типы конфликтов

От выяснения того, для чего нужен конфликт в литературе, перейдём к описанию его основных типов. Борьбу противоборствующих сил можно разбить на 2 основные категории:
  • внутренние. В таком случае главный персонаж истории старается преодолеть собственную слабость, пытается принять трудное решение;
  • внешние. Герой ведёт борьбу с внешними обстоятельствами (природной стихией, другими персонажами, обществом).

Внешний

Подобные конфликты в произведениях литературы встречаются довольно часто. Они предусматривают наличие противоречий, причины возникновения которых чаще всего не зависят от действий героя книги. Хотя порой случается и так, что этот персонаж сам ставит себя в более чем затруднительное положение (к примеру, залезает в долги и оказывается не в силах их оплачивать).

Внутренний

Внутренний конфликт имеет и другое название – «герой против самого себя». Он подразделяется на следующие виды:
1
борьба мотивов. Если в основе литературного произведения лежит конфликт такого типа, герой книги оказывается во власти разнонаправленных влечений и потребностей. Они побуждают человека к противоречивым поступкам. Один из ярких примеров борьбы мотивов – душевные терзания Анны Карениной. Эта женщина пожертвовала своим семейным благополучием ради любви. И этот внутриличностный конфликт стал причиной самоубийства героини;
2
столкновение персонажей с собственной совестью. Оно происходит при совершении человеком поступка, который противоречит его нравственным убеждениям. Главному герою приходится сделать сложный выбор, оказывавший сильное влияние на его дальнейшую жизнь. Оценить всю глубину подобного конфликта помогут разнообразные примеры из художественной литературы (яркое воплощение борьбы с собственными нравственными убеждениями – образ Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»);
3
глубокое переживание измены. Любовный конфликт прослеживается во многих литературных произведениях (в том числе и шекспировской драме «Отелло»);
4
внутренний кризис героя из-за низкой самооценки. Такой персонаж испытывает душевные переживания из-за то, что не соответствует каким-либо критериям (выработанных самим же героем). Подобный внутренний кризис характерен для многих произведений жанра Young Adult;
5
экзистенциальный кризис. Причины возникновения конфликтов такого рода разнообразны: поиск своего места в мире, непонимание смысла жизни и т.д. Экзистенциальный кризис был особенно популярен среди авторов Серебряного века.
Стоит отметить, что предпочтения читателей литературных произведений неуклонно меняются. В наши дни настало время энергичных, активных личностей. Читательские симпатии находятся на стороне сильных героев. Поэтому современный Обломов мало у кого вызовет искренний интерес. Времена популярных в литературе 19 века рефлексирующий героев давно канули в Лету.

Межличностные

Это довольно распространённый вид конфронтации. Он встречается и в исторических книгах, и в произведениях детективного жанра, и в фэнтези, и в любовных романах.

Ярким примером межличностного конфликта в литературе служит несовпадение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Оно возникает на идеологической почве.

Социальные

Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.

К противостоянию «человек-общество» нередко обращаются авторы, работающие в направлении Young Adult. Наглядное тому подтверждение – произведение «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера.

Человек против природы

Такой конфликт в полной мере удовлетворяет интересам многих писателей. Он даёт автору большой простор для:
  • фантазии;
  • демонстрации характеров героев книги.
Основой для развития сюжета становится проблема выживания человека в экстремальных условиях (после природных или техногенных катастроф, нападения диких животных и т. д.). Отражению конфликтных ситуаций такого рода посвящены произведения «Марсианин», «Робинзон Крузо», «Выживший».

Человек против судьбы

Это одно из самых трудных противоборств: как в литературе, так и в жизни. Основной причиной конфликта является нежелание человека мириться с тем, что было предначертано ему судьбой. Только неординарной личности под силу пытаться изменить свой жизненный путь. К слову, такое противоборство далеко не всегда заканчивается победой человека. Например, Мастер из известного романа М. Булгакова вышел проигравшим из сражения с собственной судьбой.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Виды сюжетного конфликта

Чем острее конфликт, тем замысловатее окажется закручен сюжет. Следовательно, читатель будет с большим интересом следить за его развитием. Стоит отметить, что многие авторы предпочитают использовать локальный преходящий сюжет (об истории возникновения этого понятия упоминается ниже) при написании своих произведений.

Локальный преходящий сюжет

Локальный преходящий сюжет предусматривает, что конфликт имеет своё начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.

Начало исследованию этого понятия положил В. Я. Пропп (в своей работе «Морфология (волшебной) сказки». Это произошло в 20-х годах минувшего века.

По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки:
1
в первой из них происходит обнаружение «недостачи». Под ней Пропп понимал стремление героя обрести то, без чего он не сможет жить полной жизнью (то же желание купеческой дочки заполучить аленький цветочек);
2
во второй части сказки имеет место противоборство её главного персонажа с противником, долгожданная победа (к примеру, Ивану-царевичу удалось показать своё превосходство в схватке с Кощеем Бессмертным);
3
в заключительной части произведения главный герой обретает желаемое –
то, к чему он стремился изначально.

Устойчивое конфликтное положение

Так называют вид конфликта, не имеющий разрешения в рамках конкретного сюжета. Устойчивое конфликтное состояние (положение) получило широкое распространение в конце 19 века. Оно присуще преимущественно сюжетам произведений писателей-реалистов.

Примеры конфликтов в литературе

Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь чёткую, ясную цель, которая остаётся неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.

Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу – придание сюжету остроты и оригинальности.

Русская литература

В раннем произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» имеет место социально-бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой Макар Девушкин пытается помочь Варваре – такому же обделённому жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в ещё более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения – столкновение добрых намерений Макара с социальной несправедливостью.

В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждёт незавидная судьба. Калашникова казнят за победу над Кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.

Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного текста Ф. М. Достоевского – романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников чётко обозначил для себя роли людей в обществе (разделив их «право имеющих» и «тварей дрожащих»). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи-процентщицы Раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя «право имеющим» Родион испытывает душевное смятение.

Определение конфликта предусматривает и противостояние мировоззрений. Роман «Братья Карамазовы» — произведение с подобной проблематикой. Герои книги оказываются вовлечёнными в философский конфликт. Они ведут споры о человеческой сущности, боге, политике. При этом особенности мировосприятия персонажей кардинально отличаются.

Идейный конфликт близок к философскому. К нему активно прибегали русские прозаики конца XIX – начала XX века (для более полного описания предреволюционных годов). В рассказе «Песнь о соколе» М. Горький аллегорически противопоставляет революционера и мещанина. Этим героям не суждено понять друг друга. Ведь стихия одного из них – свобода, неведомая другому.

Зарубежная литература

Психологический конфликт часто использовался в литературе романтизма. Он востребован и современном интеллектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «Элегантность ёжика» Барбери Мюриэль ведёт двойную жизнь. У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалёкой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалицированным трудом).

В одном произведении может быть несколько типов конфликтов. Вместе с тем в писательском деле очень важно чувство меры, соответствие ожиданиям читателей. Поэтому начинающему автору стоит воспользоваться услугой литературного редактирования. Она доступна и на платформе «ЛитРес. Самиздат». Помощь опытного профессионального редактора увеличивает шансы на успех произведения у широкого круга читателей.

Другие статьи в нашем блоге: