ЛитРес: Самиздат

Средства создания образа

Средства создания образов в литературных произведениях помогают донести до читателя главную идею книги, позволяют в полной мере раскрыть писательский замысел. К их числу принадлежат: речевая и авторская характеристика персонажей, пейзаж, взаимохарактеристика героев и пр.

Что такое средство создания образа

Выбор средств создания образов во многом ограничен жанровыми особенностями книги. В драматургических произведениях пейзаж, портрет и интерьер возможны исключительно в ремарках автора. На первом плане в книгах такого плана оказываются речевые характеристики литературных персонажей. В лирическом произведении образ героя обычно создаётся через монолог, отлично характеризующий душевное состояние человека, содержащий описание его переживаний.

В образе, как правило, сочетаются:
индивидуальное (черты, присущие конкретному герою);
общее (особенности, типичные для определённой эпохи, социальной группы).

Основные средства создания образов

Портрет в качестве средства создания образа литературного героя может быть:
1
динамическим. При этом основные детали внешнего облика персонажа как бы «разбросаны» по всему тексту книги;
2
экспозиционным. В таком случае даётся развёрнутое описание героя. Как правило, оно размещается в самом начале повествования.
Также при создании образов используются художественные средства, символизирующие окружающее пространство. К их числу следует отнести:
1
пейзаж. Изображение незамкнутого пространства может использоваться для более глубокого понимания характера созданных автором персонажей (к примеру, братьев Кирсановых в произведении И. Тургенева «Отцы и дети»), описания внутреннего состояния литературного героя (именно так происходит в «Бедной Лизе» Н. Карамзина);
2
интерьер. Подробное описание обстановки, в которой живут литературные персонажи, выполняет важную психологическую функцию. При помощи интерьера удаётся оценить основные черты характера героя, его индивидуальные предпочтения, положение в обществе. Зачастую благодаря использованию этого средства создания образа удаётся показать настроение эпохи, в которую происходит действие книги.

Портрет

Под портретом в литературном произведении понимают описание внешности литературного персонажа (фигуры, черт лица, манеры одеваться, вести себя в обществе). С его помощью автор может пытаться раскрыть внутренний мир героя. В качестве примера стоит привести психологические портреты Жоржа Дюруа в произведении Мопассана «Милый друг», Печорина в лермонтовском «Герое нашего времени».
Обратите внимание! В «Герое нашего времени» даётся такое описание глаз Григория Печорина: «Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный».

Пейзаж

Способы создания образа существенно отличаются друг от друга. В частности, под пейзажем понимают изображение красот природы в художественном произведении. Он служит и для передачи настроения литературного персонажа в определённый период времени.

Основные элементы этого средства явственно видны в повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В этом произведении буран выступает в качестве символа пугачевской вольницы.

Речевая характеристика персонажей

В литературном произведении могут использоваться и монологи. Так называют речь персонажа, обращённую к другому герою без расчёта на ответ. Монологи особенно часто встречаются в драматических произведениях (к примеру, монолог Чацкого в произведении «Горе от ума»).

Как правило, в монологе литературный персонаж высказывает жизненную позицию, созвучную авторской. Он довольно часто носит обличительный характер. Предназначение таких монологов – обозначение «болевых точек» общества, указание на насущные проблемы действительности.

Диалог представляет собой общение между действующими лицами произведения, которое выполняет роль способа характеристики персонажа. По сути, герои обмениваются репликами, посредством которых возможно:
1
составить определённое впечатление о литературных персонажах;
2
обнаружить новые обстоятельства, открывающие возможность крутых поворотов сюжета в дальнейшем ходе повествования.
В качестве примера использования диалога приведём разговор Берлиоза и Бездомного с женщиной в будочке из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом фрагменте произведения перед читателем предстают образы сразу двух героев. Один из них сиплым голосом просит у продавщицы из будочки пива, другой подгоняет её нетерпеливым «ну, давайте, давайте, давайте!», желая купить нарзану.

Система образов предусматривает наличие и внутреннего монолога. Под этим понятием понимается речь героя, произносимая не вслух, а «про себя». В качестве примера стоит привести внутренний монолог Болконского под небом Аустерлица, который дан в «Войне и мир» Л. Н. Толстого.

Герои некоторых художественных произведений сами рассказывают о себе (в форме писем, дневников, записок). Подобный художественный приём был использован Л. Н. Толстым в повести «После бала».
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Авторская характеристика

Это средство используется писателями повсеместно. К примеру, при прочтении произведения «Война и мир» читатель постоянно чувствует особое отношение автора к описываемым событиям, главным героям романа. Оно раскрывается как в интонации писателя, так и в прямых оценках-характеристиках, портретах основных действующих лиц.

Взаимохарактеристика

Говоря про средства, участвующие при создании образов, стоит упомянуть и взаимохарактеристику. Она имеет место быть, когда один литературный герой рассказывает о другом. В частности, взаимохарактеристика встречается в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор»
Обратите внимание! Взаимохарактеристика может предусматривать наличие большой временной дистанции. С её помощью писателю удаётся добиться полифонии мнений (подчас противоречивых). Характеристика литературного персонажа, вложенного в уста другого героя произведения, помогает составить полное представление о характере человека.

Символ

Индивидуальные образы-символы выполняют следующие задачи в художественных произведениях:
делают литературный текст более эмоциональным;
помогают решить такую задачу, как визуализация сложных концепций.
Средства создания поэтических образов наделены особым смыслом. Например, в одном из произведений Мандельштама автор называет ласточку проводником между миром живых и мёртвых. Подобный образ в поэтическом тексте олицетворяет собой быстротечность человеческого существования.
Обратите внимание! Поэтические средства создания образа активно использовались и С. Есениным. Чёрного человека в творчестве знаменитого поэта следует воспринимать как отражение пессимистических взглядов автора. Это образ является и олицетворения душевного смятения Есенина в момент создания поэтических произведений.

Интерьер

Художественные средства создания образов включают в себя и подробное описание интерьера. В качестве примера стоит привести:
1
книгу Н. В. Гоголя «Мёртвые души»;
2
роман «Преступление и наказание», написанный Ф. М. Достоевским;
3
рассказ «Чудесный доктор» А. И. Куприна.
В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.

Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».

Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».

Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».

Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.

Продвижение собственной книги в интернете

Издательская платформа «ЛитРес: Самиздат» предлагает вниманию авторов услуги по продвижению книги. Они представляются опытными аналитиками и маркетологами. Мы стараемся использовать самые эффективные инструменты при продвижении книг наших авторов.

Другие статьи в нашем блоге: