Литературный слог


Красивый, запоминающийся литературный слог вырабатывается годами. Упорная, длительная практика помогает автору художественных произведений совершенствоваться в писательском мастерстве.

Что значит «хороший слог» в литературе

Красивый слог «… составляет основу, на которой может строиться стиль как особая манера речи, порой нарушающая норму». Именно такого мнения придерживается лингвист А. А. Волков.

Правила хорошего литературного слога – то, в чём должен отлично разбираться писатель, желающий добиться больших успехов на творческом поприще. Особое внимание уделяется:
1
умению выражать свои мысли доступно и понятно. Недаром Цицерон считал: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»;
2
«сбалансированному» содержанию жаргонизмов, иностранных заимствований, диалектизмов в художественных текстах;
3
гармоничному переходу от одной мысли к другой;
4
осторожности в обращении с обсценной лексикой. Подобные выражения могут показаться непристойными, грубыми широкой массе читателей.
По мнению А. Ф. Мерзлякова, основное свойство хорошего слога – «совершенное согласие между мыслью и словом». Он уделяет большое внимание «чистоте выражений, которая требует, чтобы мы, изображая нашу мысль, остерегались от всех слов и оборотов, чуждых русскому языку».

Основные правила хорошего литературного слога

Стоит соблюдать умеренность при употреблении причастных и деепричастных оборотов, сложносочинённых предложений. В противном случае текст может оказаться слишком трудным для восприятия читателей.

Не делайте длинных заковыристых предложений – разбивайте на короткие или средние

Человеческий мозг привык воспринимать информацию небольшими блоками. Поэтому чересчур длинное предложение стоит разбить на несколько коротких, более простых для понимания.

Четко продумайте идею, которую хотите донести до читателя

Автору стоит уметь грамотно донести происходящее до других людей. В таком случае мысли автора невольно передадутся читателям.

Разбивайте текст на абзацы-кирпичи

Не стоит делать громоздкие абзацы, которые отпугивают одним своим видом. Кнопку «Enter» нужно нажимать, прежде всего, в следующих случаях:
  • даётся новая мысль;
  • начинается прямая речь;
  • проявляется новый литературный герой;
  • происходит «смена декораций» в сюжете;
  • литературный персонаж мысленно отправляется в будущее или прошлое.

Не используйте обобщенные абстрактные понятия

Порой за фразой художественного произведения не стоит конкретного образа. В результате воображения читателя «не включается», книга начинает навевать скуку. Гораздо интереснее художественные тексты, вызывающие живые эмоции. Поэтому стоит избегать употребления скучных, безликих предложений (пример одного из них приведён ниже):
Научный доклад по безопасности информационного обеспечения получился слишком сырым, он вызвал ощущение недоверия у большинства присутствующих на конференции.

Меньше «воды»

Если отдельный абзац не несёт в себе особой смысловой нагрузки, его стоит удалить. Писателю следует безжалостно истреблять:
  • банальности;
  • штампы;
  • предложения-дублёры.
Автору стоит «отшлифовать» и чересчур подробные описания. При их обилии в художественном тексте читатель может потерять интерес к произведению и без особого сожаления закрыть книгу.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Что улучшит писательский слог

У писательской профессии есть своя специфика, определённое мировоззрение. Начинающему литератору полезно знать о качествах, позволяющих создавать интересные произведения с небанальным, увлекательным сюжетом.

Писательский взгляд на мир

Писательский взгляд – значит способность замечать важные детали, из которых складывается та или иная ситуация, образ литературного героя. Со временем умение «делить» видимое на части становится привычкой. Следовательно, нужные детали сами бросаются в глаза, заслуживающие внимания мелочи отмечаются подсознательно.

Профессиональный писательский взгляд помогает автору максимально достоверно описывать взаимоотношения между людьми. Кроме того, он служит источником новых интересных идей.

Готовность учиться

Автору важно учиться сразу в нескольких направлениях:
1
на собственном опыте. Стоит периодически перечитывать свои старые рассказы, находить в них стилистические несовершенства и прочие недочёты;
2
через чужое мнение (принимать участие в творческих конкурсах, искать литературных наставников, принимать во внимание замечания рецензентов);
3
через чтение. Это позволит учиться отслеживать авторские ходы (то, как писатель строит диалоги, описывает местность и т. д.).
Обратите внимание! Помимо красивого слога, соблюдения классических канонов литературы, готовности учиться и отличной самоорганизации, для достижения успеха очень важна и психологическая устойчивость. Именно она помогает двигаться дальше, если критики на конкурсе разнесли любимый рассказ в пух или прах, интересный сюжет внезапно застопорился или произведение не вызвало большого интереса у читателей.

Чёткое понимание своих творческих целей

Хороший слог можно назвать лишь «вершиной айсберга». Автору важно понимать, для каких целей он пишет. Порой создание художественных произведений воспринимается скорее как средство самовыражения. Следовательно, автору нет нужды внимательно изучать требования издательств, «мучить» себя работой над объёмными произведениями, если душа лежит к коротким рассказам и т. д. Можно просто порассуждать о наболевшем, помечтать «вслух» в собственных текстах.

Совершенно по-другому обстоит дело, если автор заинтересован в дальнейшем издании своих художественных произведений. Писателю придётся ознакомиться с творениями потенциальных конкурентов, внимательно изучить ситуацию на книжном рынке, предпочтения издательств.

Интерес к жизни

Это обязательное качество писателя. Если человек привык активно наблюдать за окружающей действительностью, анализировать и записывать увиденное, у него всегда будет большое количество интересных творческих идей.

Для писателя очень важно верить в себя, быть позитивным. Интерес к жизни помогает автору понять, что ему явно есть, к чему стремиться. На уже написанном свет клином не сошёлся. Ведь вокруг очень много неожиданного, любопытного, практически не изученного.

Цитаты из классических произведений со словом «слог»

Слово «слог» встречается во многих литературных произведениях. Некоторые цитаты из классики приведены ниже:
1
«Читая немецких стихотворцев, он находил, что слог их был плавнее российского, что стопы в стихах были расположены по свойству языка их» (из произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева).
2
«Язык, впрочем, везде правилен и чист; автор даже обладает слогом…» — насилу дочитал Александр» (из «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова).

Интересные афоризмы

Такому понятию, как литературный слог, принадлежит и одно из высказываний В. Г. Белинского. Критик считал, что художественные произведения должны служить отражением реальной жизни:
Если у писателя есть слог, его эпитет резко определительный, всякое слово стоит на своём месте и в немногих словах схватывается мысль, по объёму своему требующая многих слов.
Ещё одно ёмкое высказывание о писательском мастерстве принадлежит Г. Р. Державину:
Слог имеют твёрдый, возвышенный, громкий, благородный, однако сходственный всегда с предметом; в противном случае теряют свою изящность… Гимн и ода заимствуют своё наречие, свои краски, свою силу от воспеваемого ими предмета; но никогда площадных или простонародных слов себе не дозволяют, разве в таком роде буду писаны; но здесь таковыя не имеют места.
В заключение стоит упомянуть книгу Норы Галь «Слово живое и мёртвое». Она поможет сделать слог писателя более красивым, отказаться от употребления штампов в художественных текстах.
Была ли данная статья полезна для Вас?