ЛитРес: Самиздат

Как написать сопроводительное письмо в издательство

Крупные издательства получают сотни рукописей от начинающих авторов каждый месяц. Шансов на то, что вас заметят, довольно мало. Поэтому нужно быть готовым к отправке рукописи сразу в несколько издательств, публикующих произведения подобного жанра. В нашей статье мы расскажем о том, как правильно написать сопроводительное письмо в издательство.

Относитесь к своему произведению как к продукту

Рассмотрим основные вопросы, какие могут задать себе сотрудники издательства при выборе очередного проекта:
1
Будет ли этот продукт востребованным? На этом этапе важна комплексная оценка его коммерческой перспективы (расчёт ресурсозатрат, дохода издательства, оценка рыночного потенциала автора, актуальности рукописи, изучение возможных рисков).
2
Кто станет покупать этот продукт? Это предусматривает анализ целевой аудитории, которой будет интересна книга.
3
В каком виде продукт будет представлен читателю? Для сотрудников издательства имеет большое значение, можно ли издать книгу в рамках уже существующих серий. Если произведение предусматривает большое количество иллюстраций, изучают их тип. Например, автор книги настаивает на уже готовых изображениях, имеющихся в рукописи. В таком случае очень важно, вписывается ли произведение в общий визуальный ряд этой серии. .
О перечисленных выше пунктах стоит задуматься, прежде чем составить сопроводительное письмо. Особенно следует заострить внимание на наличие целевой аудитории, способной покупать такие произведения. К примеру, автор решил отправить на официальный сайт издательства художественную прозу для подростков с правдивыми реалиями. Ниша литературы для такой целевой аудитории довольно широка. Но у подростков востребованы, в первую очередь, остросюжетные произведения, детективы, триллеры. Процент целевой аудитории, увлекающейся реалистической прозой, довольно мал. Скорее всего, издательству придётся пойти на большие ресурсозатраты на продвижение книги. Поэтому автор, отправивший сопроводительное письмо в издательство, с большой долей вероятности получит отказ.

Изучите специфику и требования издательства

Прежде чем написать сопроводительное письмо в издательство, загляните на его сайт, как правило, на сайте указываются основные требования, которые необходимо соблюсти при отправке рукописи. Особое внимание уделяют сериям выпускаемых книг. Если издательство специализируется на произведениях для подростков, нет никакого смысла посылать туда историческую эпопею, любовный роман или жутковатый триллер про маньяка, деловую литературу.
Для сведения! Довольно известное издательство «Аквилегия-М» не издаёт обучающую и познавательную детскую литературу. Та же ситуация и с книгами для взрослых. Если же пишете именно такие произведения, переговоры с издательством быстро зайдут в тупик.

Что обязательно должно быть в письме

Письмо в издательство должно быть грамотным. Его стоит писать в деловом, «энергичном» стиле. Исключаем хвалебные мотивы, заискивающие просьбы. Очень важно написать в самом письме, насколько произведение тематически и жанрово подходит издательству.
1
Верно указать тему. Чтобы максимально точно продемонстрировать тему произведения, приведите в письме удачный короткий фрагмент текста. Это поможет редактору понять, как пишет автор, не заглядывая в саму рукопись. Фрагмент книги должен максимально точно отражать специфику созданного автором мира или характер конфликта этого произведения.
2
Обращение. Предварительно узнайте телефон редактора, которому было отправлено письмо и перезвоните в издательство. Такие координаты стоит посмотреть заранее на сайте компании перед отправкой документов. Основная задача начинающего автора – уведомить редактора о том, что он отправил письмо с кратким синопсисом, рукописью, своими контактами.
Важно дать понять сотруднику издательства, что вы не собираетесь названивать ему несколько раз в неделю, чтобы узнать дальнейшую судьбу своего произведения. Скорее это простой звонок вежливости. После того как напишете сопроводительное, обратитесь к редактору со словами: «Добрый день! Меня зовут Евгений Иванов. Я отправил вам письмо и решил напомнить об этом. Будет время – посмотрите сопроводительное. Если вас заинтересует мой роман, адрес электронной почты и другие координаты есть в тексте письма».
3
Дать информацию о авторе. Приведём пример начала письма в издательство: «Здравствуйте! Меня зовут Иван Петров. Я вошел в шорт-лист конкурса «Рукопись года» в 2018 году. Мой роман, объёмом 10 а.л., написан в жанре исторического фэнтези. По сюжету двум гипербойцам удалось найти артефакты пра-цивилизации, которые позволили им управлять миром. Теперь отважные герои образуют государства на разных материках и преодолевают множество испытаний, скрываясь от преследователей. Хочу предложить вам свою рукопись для рассмотрения».

Конечно же, этот пример письма в издательство очень приблизительный. Но он поможет понять основные принципы оформления подобных текстов.
4
Кратко описать информацию о произведении: кол-во авторских листов, жанр, краткое описание рукописи. Перед выполнением этой задачи рекомендуется заглянуть в примеры сопроводительных, размещённые на тематических сайтах. В письме обязательно указывают тематику, жанр рукописи, описывают сюжет в 1-3 предложениях.
5
Предоставить доступную контактную информацию автора. В письме указывают все необходимые сведения об авторе:
  • ФИО;
  • возраст;
  • наличие литературного опыта и публикаций;
  • контактные данные (телефон, E-mail).
Имя и фамилия автора должны быть написаны достаточно крупно (чтобы редактор быстро нашёл их глазами).
Завершают письмо примерно так: «С уважением, Иван Петров, телефон для связи…»
6
Рассказать, готовы ли вы самостоятельно продвигать книгу. Стоит сообщить в деловом стиле о готовности принимать участие в презентациях книги, её самостоятельном продвижении. Далее прилагают краткий план возможной раскрутки произведения.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Распространённые ошибки при отправке письма в издательство

Письмо в книжное издательство, посланное начинающим автором, чаще всего остаётся без ответа по следующим причинам:
слишком легкомысленное отношение к проверке синопсиса и прочих сопроводительных материалов. Прежде чем отправить заявку в издательство, стоит воспользоваться хотя бы функцией проверки правописания. Если соискатель допускает при составлении текста ошибки в духе «Праизведение только закончена и негде не издавалась», у редактора не возникнет никакого желания читать текст рукописи;
надежда на благоприятный исход при обращении только в одно издательство. Некоторые авторы месяцами ждут «у моря погоды». Направив лишь в одно издательство своё сопроводительное письмо, трудно рассчитывать на успех. Поэтому начинающего автору стоит разослать его сразу на 10-20 сайтов;
отсутствие живого интереса к деятельности издательства. Это тоже довольно распространённая ошибка. Начинающему автору стоит периодически мониторить сайты издательств. Если его сотрудники в данный момент заняты проверкой рукописей, посланных на очередной творческий конкурс, заниматься написанием сопроводительного пока нет смысла;
несоблюдение требований к объёму книги. Информацию о рекомендованном количестве авторских листов в произведении также стоит заранее уточнить на сайте издательства;
несоблюдение правил деловой переписки при обращении с редактором. О них можно прочесть в специальной литературе. Основные принципы деловой переписки по электронной почте детально перечислены в одноимённой книге М. Ильяхова («Новые правила деловой переписки»);
легкомысленный подход к изучению выпускаемых издательством книг. Прежде чем отправлять рукопись, подумайте, к какой серии идеально подходит ваше произведение. Жанр книги стоит описывать теми терминами, которые используются в данном издательстве.
Очень важно правильно оформить письмо в издательство. Если у вас есть ресурсы по раскрутке книге (хорошие навыки в SMM-продвижении продукта, раскрученный сайт с большим трафиком), это непременно указывают. Важно показать издателю, что ему удастся неплохо заработать на вашем произведении.
Написать письмо в издательство легче, чем книгу. Но при этом стоит соблюдать ряд рекомендаций. Прежде чем обратиться в издательство, нужно тщательно изучить специфику его деятельности, требования к новым авторам.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: