ЛитРес: Самиздат

Литературные тропы

Язык художественной книги призван отражать отношение автора к излагаемому материалу, его эмоции и оценку. Поэтому использование разнообразных стилистических приёмов в произведении имеет большое значение. В литературе активно применяются тропы. Главная их задача – достижение выразительности и образности художественного текста.

Тропы в литературе призваны делать русский язык мощным инструментом создания художественного образа. Без них не обходится ни одно литературное произведение. Тропы позволяют писателю «играть» сочетанием и значением слов.

Что такое троп?

По мнению литературоведа Михаила Гаспарова, тропы – это «фигуры переосмысления». Название данного термина происходит от древнегреческого слова «tropos», означающее поворот, оборот.

Тропы – средства речи, активно использующиеся в повседневном общении, ораторском искусстве, литературных произведениях. Они позволяют автору показать личное отношение к передаваемой информации, помогают создать запоминающийся, яркий образ, порой наводят на совершенно неожиданные мысли.

Виды тропов в русском языке

Тропы, которыми богата литература, позволяет сделать художественный текст воплощением поэтического мышления. Они помогают автору с лёгкостью манипулировать выражениями, создавая необычные сочетания слов.

Более полное представление о том, что такое троп в художественном произведении, позволит получить приведённая ниже таблица.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Сравнение – это распространённый троп, существенно отличающийся от прочих художественных сопоставлений (к примеру, уподоблений) по строгому формальному признаку: наличию оборота со сравнительными союзами, как будто, точно, словно. Подобные литературные тропы в стихотворении Анны Ахматовой выглядят очень яркими и запоминающимися:
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
Олицетворение зачастую используется лишь в небольшом фрагменте, одной строке. Но порой на употреблении этого приёма художественной выразительности строится всё произведение (яркий тому пример – «Скрипка и немножко нервно» Владимира Маяковского).

Олицетворение – особая разновидность метафоры. Его основная задача – постижение внутренней сущности предмета, которая скрыта от повседневности. Олицетворение считается одним из самых древних образных средств искусства.

Литота – приём, противоположный гиперболе. Оба эти средства выразительности нередко используются писателем в ироническом ключе. Они зачастую показывают отрицательные, с точки зрения автора художественного произведения, стороны определённого предмета.

Такой речевой оборот, как метафора, широко используется при написании романов. Его применял М. Булгаков в «Белой гвардии»:
(...) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шёлком неба, продырявленного чёрным и губительным хоботом орудия.

Особенности эпитета

В качестве эпитета при создании художественных произведений могут использоваться:
прилагательные: прозрачная дева (в творчестве Александра Блока);
существительные: Молодость моя! Моя голубка смуглая! (стилистический приём Марины Цветаевой);
причастия: исступлённый дракон (ещё один эпитет А. Блока).
Основная задача всякого эпитета – отображение неповторимости авторского восприятия мира. Этот троп делает любой стих или прозаическое произведение текстом с субъективной оценкой автора. В частности, выражение «деревянная полка» не является эпитетом. Здесь нет художественного определения. А вот выражение «деревянное лицо» – это эпитет, который отражает личное впечатление человека о внешности собеседника.

В речи немало и фольклорных (устойчивых) эпитетов: например, добрый молодец. Существуют и тавтологические выражения. В этом качестве выступают однокоренные с определяемым словом эпитеты-повторы. Такие тавтологические выражения можно увидеть в стихотворении А. Блока: «Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная!»

Основные функции

Тропы и фигуры речи выполняют разнообразные функции. В частности, эпитет:
создаёт определённое настроение, атмосферу (хмурое утро);
образно характеризует предмет (глаза-бриллианты);
выражает личное отношение автора к определённому человеку («Куда поскачет наш проказник?» – в произведении А. С. Пушкина).

Особенности стилистических фигур

Стилистические фигуры речи – то, благодаря чему литератураприобретает экспрессивность. Это особые речевые обороты, зафиксированные стилистикой русского языка. К стилистическим фигурам относятся: анафора, инверсия и пр.

Анафора

Под анафорой понимается повтор речевых оборотов или слов в начале фрагментов, из которых состоит высказывание. Пример такой стилистической фигуры:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…

Эпифора

Так называют повторение выражений или слов в конце смежных фрагментов. Эпифора может использоваться и в близко расположенных друг к другу строках.

Эллипс

Такие поэтические стилистические фигуры представляют собой конструкции со специально пропущенным, но при этом подразумеваемым членом предложения. Эллипс усиливает динамичность написанного.

Антитеза и параллелизм

Антитеза – стилистическая фигура контраста. Этот речевой предусматривает резкое противопоставление взаимоисключающих понятий: «И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви».

Параллелизм предусматривает одинаковое синтаксическое построение двух предложений. В этом легко убедиться, прочитав следующие фразы: «Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза».

Градация

Под градацией понимают стилистическую фигуру, при которой каждое последующее слово усиливает значение предыдущего. Она была использована в повести «Дуэль» А. П. Чехова: в выражении «тёмные, душные, скучные комнаты».

Инверсия

Инверсией принято называть обратный порядок слов. Эта стилистическая фигура знакома всем со школьных времён по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Наверняка вы отлично помните строки: «Досадно было, боля ждали»?

Очень важный персональный помощник

Персональный помощник загрузит вашу книгу на современную издательскую платформу. Он заполнит нужную информацию о произведении, подготовит обложку в конструкторе.

На сайте «ЛитРес. Самиздат» представлены и другие услуги для начинающих авторов (редактура и корректура текста, верстка электронной книги и т. д.). Сотрудничество с опытным редактором увеличит шансы на успех вашего произведения. Грамотные правки помогут тексту стать значительно лучше. Корректура произведения, в свою очередь, безжалостно «истребит» допущенные автором орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. Воплощайте в жизнь самые смелые писательские замыслы с платформой «Литрес. Самиздат»!

Другие статьи в нашем блоге: