ЛитРес: Самиздат

Что такое сюжет


Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.


Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Перечисление основных этапов развития сюжета начинают с экспозиции, помогающей полностью погрузиться в атмосферу книги. Её наличие вовсе не обязательно. Но именно благодаря экспозиции читатель узнаёт о месте и времени, играющих важную роль в книге. Прочие элементы сюжета также играют большую роль в литературном произведении.

Экспозиция

Экспозицию обычно размещают в прологе, который считается необязательной частью книги. Поэтому некоторые авторы предпочитают рассказывать предысторию развития событий в основной части произведения.

Завязка

Завязкой называют ситуацию, порождающую причину конфликта. Она должна создавать интригу, заинтересовывать читателя.

Развитие событий

В данной части произведения развиваются личные качества героев, формируются взаимоотношения персонажей. Данному этапу развития сюжета свойственно нарастание эмоций. Читатель подсознательно ощущает приближение каких-то значимых событий: мрачных, волнительных и т. д.

Понятие кульминации

Кульминацию называют пиком развития событий. В этот момент происходит обострение конфликта до предела (обнаружение коварного виновника всех бед в произведении, осознание предательства близкого человека и т. д.)

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

План – это, по сути, краткое содержание произведения. Его написание даёт понимание целей и задач, которые стоят перед автором книги, обеспечивает структурированность текста, сохранение его ритма и темпа. Благодаря плану отдельные элементы произведения будут глубже осмыслены автором. В него можно включить:
краткое описание всех глав (с ключевыми эпизодами);
сюжетные повороты;
описание всех героев (как главных, так и второстепенных). При этом уделяют особенное внимание их характерам, роли в развитии сюжета;
финал будущей книги.

Виды сюжетов

Основной критерий для выделения видов сюжета – характер связей внутри них. В таком случае различают:
концентрические сюжеты;
линейные сюжеты.
Концентрический сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия.

Концентрический

В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
«Война и мир» Л. Толстого;
«Тихий Дон» М. Шолохова;
«Война престолов» Дж. Мартина.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Хроникальный (линейный)

В хроникальных сюжетных схемах события выстраиваются в хронологическом порядке, линейно. Они характерны преимущественно для объёмных произведений, героям которых необходимо пройти сложный путь к определённой цели. В качестве примера можно привести «Вий» Н. В. Гоголя, «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина.

В рамках линейной схемы получается выстроить разнообразные истории. Известная всем история о Колобке – один из примеров хроникальных сказочных сюжетов.

Линейный параллельный сюжет

Такой сюжет встречается в романах-хрониках, многофигурных композициях. Он предусматривает наличие нескольких сюжетных линий, имеющих сравнительно мало точек соприкосновения. К такому сюжетному построению решил прибегнуть Голсуорси (в «Саге о Форсайтах»).

Линейный дискретный сюжет

Такой сюжетнередко содержит разрозненные элементы. В произведении отсутствует чёткая временнáя последовательность. Выстраивание повествования происходит немного хаотично. К примеру, сначала идут несколько абзацев, посвящённых детству героя. На смену им приходит пространный рассказ о юности этого персонажа. На следующем этапе повествования вообще пропускается значительный временной период из жизни героя и приводится подробная история о том, какие испытания приготовила ему судьба спустя много лет.

Порой развития действия по линейному дискретному сюжету происходит несколько иначе. Жизнь героя представлена как череда ключевых событий, разорванных во времени. Именно так происходит в «Отцах и детях» И. С. Тургенева.

Линейный сюжет с экскурсами

Такой сюжет развивается последовательно, подразумевает хронологическое выстраивание событий. Но автор порой делает экскурсы в прошлом, рассказывая при этом о предыстории текущих событий. Описывать такие этапы развития сюжета довольно сложно для автора. Всегда есть опасность слишком увлечься воспоминаниями прошлых лет и на время забыть о проблемах повзрослевшего персонажа.

Линейный сюжет, предусматривающий обратную хронологию

Этот тип построения сюжета встречается сравнительно редко. Он подразумевает, что повествования начинается «с конца». Данный сюжет распространён преимущественно в детективных романах. В произведениях этого жанра повествование предусматривает «перемещение» от совершённого преступления в прошлое – возвращение к тому моменту, когда было запланировано убийство, появились предпосылки для мести.
Обратите внимание! Далеко не во всех случаях хроникальные сюжеты предусматривают ярко выраженный конфликт. Порой кульминация в произведении прослеживается неявно, на фоне многофигурности «теряется» главный персонаж книги.

Другие классификации сюжетов

В литературоведении встречается и классификация сюжетов, согласно которой они делятся на:
адинамические;
динамические.
Адинамический сюжет предполагает, что каждое событие происходит самостоятельно. У читателя не возникает напряжённого ожидания (сопровождающегося вопросом: «А что же случится дальше?») В общей композиции литературного произведения встречается достаточно много внесюжетных элементов. В этой роли часто выступают лирические отступления, привлекающие внимание читателя. Адинамический сюжет в литературе – довольно распространённое явление. Он встречается в «Моей жизни» и некоторых других произведениях А. П. Чехова, «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя.

Динамический тип сюжета делает произведение более захватывающим и увлекательным. В таком случае развитие событий в книге происходит стремительно, неожиданно. Такой тип построения основных сюжетных элементов характерен для произведения «Накануне» И. С. Тургенева, «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.

Выделяют и другие виды сюжетов:
1
однолинейные. В основе таких традиционных сюжетов лежит лишь один конфликт. Чаще всего они представлены в рассказах (в частности, в произведении «Хамелеон» А. П. Чехова);
2
многолинейные. Подобный сюжет предусматривает наличие несколько событийных линий, которые время от времени пересекаются друг с другом.
Обратите внимание! Книга М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – художественное произведение с многолинейным сюжетом.

Особенности сюжетов в зависимости от вида произведения

В настоящее время роман считается одним из наиболее распространённых литературных произведений. Он отличается от повести широким диапазоном описываемых событий, более сложным содержанием.

Повесть

Повесть обладает определёнными отличиями от романа. Ниже можно увидеть некоторых из них:
1
во многих романах присутствует один главный сюжет и несколько второстепенных, образующих сложную структуру. Повесть в этом плане выглядит гораздо проще. Такое произведение лишено дополнительных сюжетных линий;
2
в большинстве случаев действие повести охватывает очень ограниченный временной период, романа – значительный.
На заметку! В повести на первый план выходят душевные качества героя, его внутренний мир. В свою очередь, персонажи романа часто выступают носителями смелых социальных и мировоззренческих идей.

Роман

Роман, как правило, характеризуется разветвленностью, множественностью сюжетных линий. К примеру, в литературном произведении «Обломов» подробно описаны истории:
Обломова;
Ольги Ильинской;
Штольца;
Агафьи Матвеевны.
Практически все романы предусматривают наличие большого количества персонажей. Они отличаются по темпераменту, возрастной категории, принадлежности к тем или иным социальным группам, взглядам на жизнь.

Проблематика романа достаточно глобальна. Объёмное литературное произведение зачастую содержит описание обширного временного периода (к примеру, «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Исторический «фон» литературного произведения отличается проработанностью. Он предусматривает соотнесенность судеб персонажей с особенностями эпохи.

Рассказ

Основные особенности рассказа как литературного жанра:
чётко выраженная сюжетная линия;
сравнительно небольшое количество персонажей;
наглядность повествования. Она позволяет читателю чётко визуализировать написанное.
Порой элементы сюжета в литературных произведениях не сразу выстраиваются в единое целое в воображении автора. Поэтому рекомендуется записывать все приходящие в голову интересные идеи в блокнот для заметок или фиксировать их в приложении на смартфоне. Впрочем, можно прибегнуть и к более оригинальным способам «консервирования» своих идей. М. Булгаков, к примеру, делал пометки на манжетах рубашки.

В статье перечислены основные сюжетные элементы, знание которых поможет вам точно выразить главную идею произведения. Если вы хотите лучше разбираться в других тонкостях писательского мастерства, следите за новинками блога «ЛитРес: Самиздат»! К слову, возможности издательской платформы для авторов предусматривают и оказание таких услуг, как корректура и редактура текста, верстка электронной книги. Оттачивайте свои писательские способности вместе с нами!

Другие статьи в нашем блоге: